Crusader Kings II

Первая ласточка вызвала некоторое количество положительных отзывов, что сподвигло меня на второй шаг. Посмотрим насколько успешен будет он.

Короли и Королевства

Во второй раз я решил пальнуть из крупного калибра и рассмотреть одну из игр, входящих в список моих бесспорных фаворитов. И это Crusader Kings II. Крупномасштабный глобальный исторический симулятор средневековья, охватывающий период с 769 (если играть со всеми дополнениями) по 1453 годы.

Игра разработана шведской студией Paradox Interactive, которая славится серией сильных симуляторов, таких как Europa Universalis IV и Victoria II. Игра предназначена для искушенной, готовой к трудностям публики.

А что если?

Перед началом игры игроку предстоит выбрать любую дату с 769 по 1453 год с точностью до дня. В соответствии с выбранной датой карта отобразит ту историческую ситуацию на территории Европы/Азии/Северной Африки которая исторически была на тот момент. Существовавшие государства, племена, города, правители, их технологическое и экономическое состояние.

Далее игрок волен выбрать любое государство, графство или провинцию, за лидера которой он и начнет игру. После старта игры события будут развиваться непредсказуемым образом, поскольку всеми остальными персонажам этого мира будет управлять компьютер. И принимать за них решения будет не исходя из исторических реалий, а исходя из сложившейся в игре ситуации, стараясь сделать так, чтобы каждый персонаж преследовал свои интересы. Так что скорее всего к концу игры карта мира будет сильно отличаться от реальной. Да и каждая игра будет уникальной.

Государство — это я!

Самое главное отличие Crusader Kings II от большинства глобальных стратегий состоит в том, что игра ведется не от лица абстрактной власти, а за конкретного персонажа, имеющего свои личностные особенности, слабости и цели. Лично я подобного подхода к игре ждал со времен старинной Genghis Khan II, выпущенной в 1993 году компанией KOEI, где с таким столкнулся впервые. И с тех пор не видел ни одного достойного продолжения идеи.

Так вот, игрок — персонаж среди множества других персонажей. И в первую очередь игра состоит из выстраивания отношений со своими придворными, вассалами, со своей собственной семьей и с представителями других земель, народов и государств. И вся эта масса народа имеет свои особенности, черты характера, интересы и ведет игру в своих интересах. Впрочем, это не освобождает от необходимости заниматься экономикой, войной, политикой, вопросами науки и религии, ну и массой других хлопот средневекового правителя. Придворные советники, канцлеры, маршалы, управляющие и другие лица, конечно, помогают с этим бременем сладить, но не стоит забывать, что все они — персонажи со своими целями, и вполне могут быть «себе на уме».

Карта мира Crusader Kings II
(на момент публикации статьи)

Игра не имеет какой-либо поставленной цели. Игрок волен сам ставить перед собой цели и пытаться их достигнуть. Заканчивается игра лишь в двух случаях: по достижению даты окончания игры (1 января 1453) или в случае смерти последнего члена династии игрока.

Тут нужно пояснить. Поскольку персонажи не бессмертны (а еще хуже, они внезапно смертны), то в случае смерти персонажа игрока, игрок продолжает игру за своего наследника, принадлежащего династии игрока, если таковые имеются. Игрок может лишиться короны, угодить в тюрьму, скрываться в подполье мечтая когда-то снова вернуть себе престол или титул, но в случае смерти последнего члена династии — увы, игра завершиться.

Возня под плинтусом

Не буду особенно описывать экономическую, политическую, военную и другие стороны игры. Они проработаны отлично, в духе Paradox, и ровно настолько, насколько это нужно для игры с основным фокусом на межличностных отношениях.

Чуть больше раскрою тему персонажей и отношений, поскольку это самая соль и главный «конек» игры.

Каждый персонаж обладает рядом ключевых характеристик (помимо возраста, пола, династии и т.п.): Дипломатия, Военные навыки, Управление, Интрига, Образованность. Помимо этого есть характеристики его текущего общественного положения: Богатство, Престиж, Благочестие, Титулы, Претензии, Амбиции, Избранный жизненный путь. А так же есть огромное множество черт характера и иных особенностей: Скромность, Доверчивость, Гневливость, Коварство, Циничность, Набожность, Обжорство, Щедрость… список воистину огромен.

Персонаж может управлять государством или выделенной ему вотчиной, вести за собой войска, заводить семью, растить детей, воспитывать приемников… ну и, конечно же, плести интриги и заговоры.
И вот последняя часть изрядно добавляет адреналина в игру. Мало того, что приходиться думать как там угомонить непокорного вассала, да еще и противостоять угрозе захвата со стороны соседнего королевства, так еще и следи за своими придворными, а то ненароком подсыпят чего в вино…
Ну или трепетное ожидание того, когда карета поднадоевшего барона «случайно» угодит в засаду «разбойников»…

Поклонникам «Игры Престолов» и иже с нею такое точно придется по душе. Тут есть все: бастарды, ссылки, борьба за наследство, династические браки…

Полезность игры

Современный бизнес чем-то очень похож на средневековый мир. Империи — корпорации, королевства — компании, графства — департаменты, провинции — отделы. И борьба за экономическое пространство вместо географического.

Вот далеко не полный спектр ключевых идей и мыслей, которые помогает усвоить Crusader Kings II:

Кадры решают многое. Толковые люди и сторонники критично важны. Без хорошей и верной команды вассалов и советников любая империя развалиться очень быстро. А найти таковых и заработать их доверие — та еще задачка.

Личное против общего. Благодаря системе персонажей дилемма общего и личного блага встает особо остро. Часто приходиться поступаться интересами своего персонажа или даже части персонажей, ради блага всей династии.

Тяжелые решения, принимаемые во благо. Как бы не хаяли суровые решения правителей, порой понимаешь, что вынужден их принимать. Например, начинаешь понимать, что крещение Руси — было вынужденной мерой. Представляешь себе князя Владимира, возможно принимавшего это решение с мыслями «Пусть потомки меня будут за это ненавидеть, нежели через сотню лет вообще не останется потомков». Игроку неизбежно придется пройти через ряд подобных дилемм. Еще пример: у Вас есть два сына, по условиям наследования славянских племен, земли между ними будут разделены поровну. Подобное разделение скорее всего приведет к тому, что соседи быстро захватят сначала одну половину, потом вторую. Поднимется ли у вас рука на собственного сына, дабы не допустить гибели целого государства, которое вы столь усердно создавали последние 20 лет правления?

Его величество случай. Без планирования никуда, без стратегического мышления и видения ситуации наперед любое, даже огромное и могучее государство будет разорвано на части. Но иногда случайные события могут порушить все планы, а значит нужно планировать с их учетом, стараться предусмотреть все риски…

Бизнес — это люди. Весь мир игры крутиться интересами персонажей. Все изменения — результат совокупности интересов отдельных персонажей. И нужно внимательно следить за тем, кто чего хочет и к чему стремиться. Учиться строить отношения с ними.

Управление изменениями. Хорошо, когда все единогласны в вопросе смены племенного строя на феодальный и понимают глобальную необходимость в скорейшем переходе на новую форму. Но в жизни все не так. И в игре это отражено. Чаще всего подавляющее большинство персонажей против изменений, особенно если их все устраивает. И сопротивление реформам, даже если они архи-важны и необходимы для выживания всех, игрок будет встречать постоянно.

Амбиции — обоюдоострый меч. Амбициозные персонажи часто весьма работоспособны и талантливы. Можно иметь при дворе одаренного канцлера, который решит множество дипломатических и политических проблем. И при этом, стараясь удержать при себе столь талантливого подчиненного, даруя ему новые земли и титулы, можно однажды оказаться у него в подчинении…

Власть сковывает. Казалось бы, будучи королем — твори чего захочешь! Ан нет, даже титул у спесивого графа так просто не отзовешь — это вызовет недовольство всех остальных вассалов. А так недолго и до ножа под ребро. В лбом решении приходится считаться с интересами множества персонажей, которые не будут смиренно принимать то, что кто-то переходит им дорогу.

Искусство баланса. Вся игра — как хождение по лезвию ножа. Попробуйте хотя бы объединить Русь в рамках игры. Почувствуете насколько это не просто. Проникнетесь уважением к нашим предкам, которым это удалось.

Разработчику на заметку

Crusader Kings II — яркий пример того, какой должна быть по-настоящему качественная симуляция. Однозначно рекомендуется к ознакомлению любому уважающему себя разработчику.

Для упрощения первых шагов в игре, даю ссылку на видео-уроки. Поскольку освоения этой игры — та еще задачка.

Юрий «Tordenson» Исаев
2015.06.27
Creative Commons License