К чему стремится «Я»?

родолжения цикла статей о человечестве, как о целостной системе. Предыдущая публикация расположена здесь.

Изложенные в данной публикации мысли претерпели серьезные изменения после знакомства с работами Ричарда Докинза, поэтому позднее данная тема будет поднята повторно, но уже в новом ракурсе. Текущий же текст я оставлю для истории, тем более что ключевые выводы, к которым я пришел в нем, не сильно расходятся с теми, что получились после знакомства с теорией мемов.


Одна из причин моего искреннего уважения к трудам Чарльза Дарвина и Зигмунда Фрейда в том, что знакомство с их работами научили меня искать ответы на сложное поведение людей в очень простых мотивах.

Если отбросить все предубеждения и «взором из космоса» посмотреть на нашу планету, то какая цель является основной для любого живого организма? Ответ прост — жизнь. Любой организм на земле стремится к продлению своего существования, как путем сохранения себя, так и путем создания потомства, как своего продолжения.

Первый же протест, который возникает относительно такой точки зрения, вносят случаи самопожертвования ради спасения другого (далеко не всегда являющегося потомком или даже представителем своего вида). Возможно это происходит из-за того, что в момент принятия подобного решения существование защищаемого объекта приравнивается по ценности к собственному существованию. Возможно это происходит из-за неверного прогноза о собственном выживании или по какой либо-другой причине. Сейчас я не готов высказать сколь-либо однозначное мнение по этому вопросу и открыт к дискуссии на данную тему, но уже за рамками текущих рассуждений.

Второй протест, это присущее человеку явление творчества, когда создаются объекты, не влияющие на выживание кого-либо. Рассмотрение данного момента относительно обозначенной темы будет весьма полезно.

Но прежде я бы обозначил еще несколько неприятных явлений, которые присущи преимущественно человеку — это самоубийство и уход в мир иллюзий (который во многих случаях противоречит успешному выживанию). На мой взгляд в основе этих действий, как ни странно, тоже лежит стремление к улучшению своего существования. Почему? Возможно ответ на этот вопрос вы найдете самостоятельно, после того как мы немного расширим представление о выживании.

Все живое хочет жить

И так, за опору мы берем утверждение, что все живое хочет жить дальше. При этом живое использует существующие возможности для изменения окружающей среды (себе на пользу) и, поскольку оно все же смертно, заинтересовано в продолжении рода, как в одном из вариантов продолжения себя.

Теперь, с вашего позволения, я задам провокационный вопрос. Как вы считаете, можно ли назвать наше «Я» «живым»?

Если желаете, тут вы можете сделать паузу и подарить себе удовольствие самостоятельных размышлений.

Для начала попробуем разобраться с самим определением «живого». На почве этой темы сломано не мало копий и некоторая доля нерешенности в вопросе еще сохраняется.

В свое время небезызвестный немецкий философ Фридрих Энгельс дал такое определение живого: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Если опустить в этом утверждении момент про белковые тела, то предложенное ранее представление о «Я» попадает под определение живого. Обменом веществ в данном случае служит обмен информацией. «Я» предоставляет внешней среде свои прогнозы и получает в обмен подтверждения, опровержения и опыт. Если такой обмен опытом прекратится, то, фактически, «Я» впадет в состояние анабиоза.

Единственным узким моментом остается вопрос с белковыми телами. «Я», в предложенном понимании, является совокупностью опыта или взаимосвязанной информации, накопленной биологическими телами — нейронами. Но накопленный опыт не является самими нейронами, и может быть перенесен на другой носитель (при условии сохранения целостности). Предлагаю оставить этот момент в качестве благодатной почвы для споров и размышлений.

Сейчас же вновь позволю себе дерзость временно принять то, что «Я» является «живым», хоть и представляет собой информационную, а не белковую субстанцию. В таком случае «Я», как и всё живое, заинтересовано в продлении своего существования.

Какие есть методы для достижения этой цели?

«Я» может адаптироваться к окружающей среде, воспринимая новый опыт и уточняя на его основе свои прогнозы. По-сути это описанный ранее процесс обучения.

Может защищаться от информации, которая грозит серьезными разрушениями сформированного опыта, как наш организм сопротивляется чужеродным телам и отторгает «чужие» ткани. Причем, как организм может отторгнуть пересаженный жизненно важный орган, так и «Я» может отторгнуть критичный для выживания опыт.

Еще «Я» может размножаться, путем переноса этого опыта на иные носители.

Два первых момента мы, в принципе, уже рассмотрели ранее. Сейчас предлагаю заострить свое внимание на третьем, — размножении.

На мой взгляд, акты творчества (написание пьес, картин, сочинение музыки и многое другое) являются попытками «Я» сохранить себя в других объектах. Разделение своих переживаний и опыта с другими людьми — момент внедрения элементов одного «Я» в другое.

Получается, что с появлением разума, человек «обрек» себя на удвоенную задачу выживания. С одной стороны его биологическая сущность (назовем ее витальной частью человека) требует достижения тех же целей, что и инстинкты других живых существ. С другой — «Я» (можно назвать это ментальной частью человека) так же желает жить долго и создать свое «потомство».

Поскольку с точки зрения опыта и вызываемого им переживания мозг не различает фантазию и реальность, то некоторая потребность в выживании и развитии «Я» может удовлетворяться виртуально. Так как в воображении или компьютерных играх действовать бывает значительно проще, чем в реальности, они часто служат благодатными просторами для нашей ментальной составляющей.

Следуя нашим рассуждениям мы можем сказать, что так же как питание является одним из моментов выполнения жизненной программы организма, так и общение — является моментом выполнения жизненной программы личности.


Продолжение (Что дает общение и откуда берутся конфликты?)

Юрий «Tordenson» Исаев
2012.09.10
Creative Commons License